Бард
Bard

Напевая, и перебирая пальцами по старинному монументу, найденному в заброшенных руинах, полуэльфийка в обветшалом кожаном доспехе перебирает знания, мелькающие в её голове, вызывая силой магии, заключённой в песне, людей, которые построили этот монумент и загадочное предание, которое он изображает.

Суровый человеческий воин ритмично ударяет своим мечом плашмя о доспех, задавая темп своего военного распева, вдохновляя спутников на отвагу и героизм. Магия его песни укрепляет и подбадривает их.

Смеясь, и настраивая свою цитру, девушка-гном накладывает тонкую магию на собравшихся дворян, гарантируя, что слова её спутников будут хорошо восприняты.

Неважно, кем является бард: учёным, скальдом или проходимцем; он плетёт магию из слов и музыки, вдохновляя союзников, деморализуя противников, манипулируя сознанием, создавая иллюзии, и даже исцеляя раны.

Книга игрока, 52Системный справочный документ, 11

Музыка — это плод божественного древа, которое вибрирует Словами Созидания. Но вопрос, который я хочу вам задать, может ли бард спуститься к корням этого древа? Может ли кто-то прикоснуться к источнику этой силы? Ах, какую бы музыку это принесло в мир!

Флетчер Данайриа, мастер бард

Музыка — это тупо. Стой. Я передумал. Музыка — это весело. Сыграй ещё. Нет, в первый раз я был прав. Музыка — это тупо. Но я всё=таки тебя не покалечу, если ещё раз передумаю

Занатар
Музыка и магия

В мирах D&D слова и музыка это не просто колебания воздуха, тут они содержат в себе силу. И бард является мастером речей, песен, и волшебства, заложенного в них. Барды говорят, что вся мультивселенная была вызвана к существованию и сформирована словами, которые произнесли боги. И отражения этих первородных Слов Творения до сих пор звучат в космосе. Музыка бардов это попытка уловить эти отзвуки и тонко вплести их в свои заклинания.

Наиболее сильной чертой бардов является их исключительная разносторонность. Многие барды предпочитают держаться не на передовой в бою, используя свою магию для вдохновения союзников и препятствования противникам на расстоянии. Но барды способны защищать себя и в ближнем бою, при необходимости используя магию для укрепления своих клинков и доспехов. Их заклинания чаще предназначены для очарования и создания иллюзий, а не для создания явных разрушений. Они обладают обширными знаниями во множестве тематик и естественные способности, которые позволяют им делать хорошо практически всё. Барды становятся мастерами в тех талантах, к которым стремятся их умы, оттачивая их до совершенства, от музыкальных выступлений до эзотерических знаний.

Книга игрока, 52
Обучение на опыте

Истинные барды не являются обыденной вещью в мире. Не каждый менестрель, поющий в таверне, или шут, скачущий при королевском дворе, является бардом. Чтобы обнаружить скрытую в музыке магию, требуется тяжёлое обучение и некоторая степень природного таланта, чего большинству трубадуров и жонглёров недостаёт. Однако, определить разницу между этими исполнителями может быть трудно. Жизнь барда проходит в странствиях по землям и посвящена сбору знаний, повествованию историй, и существованию за счёт благодарности публики, как и у любого другого артиста. Но глубина знаний, уровень музыкального мастерства и связь с магией ставит бардов на другую ступень от их собратьев.

Барды редко селятся надолго в одном месте, и их естественная тяга к странствиям связана с поиском новых сказаний, обучением новым навыкам и открытию новых горизонтов, что делает карьеру искателя приключений для них естественным призванием. Каждое приключение — это возможность чему-то научиться, попрактиковать разные навыки, проникнуть в давно заброшенные гробницы, обнаружить утраченные произведения магии, расшифровать старые фолианты, пройтись по незнакомым местам, или столкнуться с экзотическими существами. Барды любят сопровождать героев, чтобы засвидетельствовать их свершения из первых рук. Бард, который может рассказать впечатляющую историю из личного опыта, зарабатывает известность среди других бардов. Более того, после повествования такого большого количества историй о великих свершениях героев, многие барды принимают их близко к сердцу и хотят принять роль героя сами.

Книга игрока, 52
Барды

Барды в Забытых Королевствах пользуются особым уважением и почётом. Они в своих странствиях доставляют новости, слухи и сообщения, к тому же они — живые кладези истории и фольклора. Барды знают очень много, и как правило, готовы поделиться знаниями или обменять их.

Прибытие известного барда — особенное событие, сродни визиту сановника. Горячий ужин и чистое место ночлега в обмен на пару песен или рассказов — самое меньшее, на что может рассчитывать бард у местного лорда или владельца постоялого двора. Дворянин может обеспечить барду прекрасный приём, при этом одновременно заботясь о том, чтобы никакие домашние тайны дворянина не звучали в песнях и рассказах по всему Фаэруну.

Не все бродячие исполнители — настоящие барды, и не все барды станут петь за ужин, хотя большинство из нужды так и поступит.

На Диком Севере певцы и сказители, называемые скальдами, служат хранителями историй и великих легенд северян и регхедов. Эти воины-поэты исполняют песни и саги, воспламеняющие кровь других воинов, сочиняют новые сказания о великих подвигах героев и злодеев.

Тем не менее, колдовство — табу для Северян и регхедов, если оно не считается даром их богов. Персонажи с классом барда выросшие среди этих народов, скорее всего будут из числа клановых жрецов и шаманов, иначе они рискуют стать изгоями. Большинство скальдов члены Коллегии доблести.

Путеводитель приключенца по Побережью Меча, 123
Арфисты

Барды на Севере и в Долинах часто могут извлечь выгоду из присутствия там Арфистов — легендарного общества, принимающего в свои ряды бардов и других независимых агентов для борьбы с силами зла. Даже если большинство местных бардов Арфистами и не является (многие попросту не афишируют этот факт), обычный люд Севера зачастую воспринимает всех бардов как легендарных странствующих героев, и, что вполне вероятно, обратятся к нему за помощью в своих местных проблемах, как если бы это был странствующий воин или волшебник. Такая репутация — это палка о двух концах, и многие враги Арфистов подозрительно относятся даже к самому скромному менестрелю, который может оказаться тайным агентов Арфистов.

Путеводитель приключенца по Побережью Меча, 124
Коллегии Бардов

В дополнении к традиции обучения у барда-наставника, на Побережье Меча есть несколько коллегий бардов, где преподаватели учат студентов искусству барда. Они восходят к великим коллегиям бардов далёкого прошлого, зачастую к одному из семи древнейших коллегий: Фоклучан, Мак-Фуирмид, Досс, Канаит, Кли, Анструт и Оламн. Эти семь коллегий считаются создателями бардовских инструментов, каждый из которых назван по имени коллегии.

Коллегия Фоклучана

Оригинальная Коллегия Фоклучан когда-то стоял на северо-восточном краю Сильверимуна. Через многие годы после закрытия дверей коллегии, он возродился Музыкальная Консерватория Ультрамма. Позже консерваторию перенесли на Южный берег, а на месте древнего коллегии под руководством Мастера-Барда Форелла «Пламеннобородого» Люкуана воздвигли Дом Арфы, стремившийся возродить древние традиции и учения Фоклучан. Годы взращивания традиций и поддержки Сильверимуна, так же, как и Арфистов, сформировали крепкий факультет, способный возродить древний коллегия и Дом Арфы вновь принял имя Фоклучан. Большинство их бардов исследуют и практикуют методы Коллегии знаний.

Коллегия Фоклучана естественным образом союзничает с Арфистами, хотя её руководство всегда подчеркивает, что цели у них разные.

Коллегия Нового Оламна

Раскинувшийся на двух виллах по Тропе Утёса близ Глубоководья, Коллегия Новый Оламн — престижная коллегия бардов основанная состоятельными глубоководскими господами в Год Посоха (1366 ЛД) и названная в честь старой Коллегии Оламн. Студенты коллеги проходят обучение с выбранным ими инструментом, наряду тщательным изучением и запоминанием древних песен, саг и истории. Большинство бардов Нового Оламна принадлежат Коллегии знаний.

Тропа Утеса — гравийная дорога, проходящая по северным отрогам горы Глубоководье, используемая для доставки в коллегия припасов, но большинство посетителей и студентов пользуются Проходом Горной Мелодии, туннелем сквозь саму гору. В туннеле постоянно звучит музыка благодаря Бесконечной Нити Жемчуга — бесконечному концерту, устраиваемому студентами бардами в небольшом алькове в пещере, которая сохраняет и повторяет музыку.

Давным-давно, барды, стремящиеся получить статус мастера-барда посещали все древние коллегии, чтобы постичь их музыкальные и магические секреты. По традиции коллегии посещались в порядке, указанном выше, начиная с Фоклучан. Когда коллегии пришли в упадок, традиция умерла, но некоторые барды мечтаю о её восстановлении.

Коллегия Герольдов

Располагающаяся в великом доме знаний Крепость Герольдов на северо-западе Сильверимуна, Коллегия Герольдов посвящена сохранению легенд и древней истории. Герольды собирают и систематизируют знания, которые они делают доступными для всех имеющих добрые и мирные намерения. Основанные арфистом Алиостом Осткруннаром в 992 ЛД, Герольды являются союзниками Арфистов, но предпочитают сохранять нейтралитет в большинстве конфликтов, во главу угла ставя именно сохранение знаний.

Коллегия Герольдов менее заботится об умении играть на музыкальных инструментах (хотя и имеют обширную библиотеку песен) и делает больший упор на историю, геральдику и фольклор, что делает её ключевым центром обучения бардов Коллегии знаний.

Путеводитель приключенца по Побережью Меча, 124
Лунные звёзды

Более века назад среди Арфистов произошел раскол. Келбен «Чёрный Посох» Арунсан был осужден остальными лидерами Арфистов за увеличение силы и расширение влияния Фзула Чембрила, злого лидера Жентарима, с помощью могущественного артефакта. То, что Келбен сделал это, чтобы Фзул смог уничтожить могущественного лича, большого значения при этом не имело. Келбен и Лаэраль Сильверхэнд, его жена, покинули Арфистов забрав с собой некоторых их агентов и создали новую организацию, над созданием которой Келбен некоторое время тайно работал, зная о древнем пророчестве эльфов Кормантора. Эта группа назвалась Лунными звёздами, что на эльфийском звучит как Тель’Теукиира. И хотя Арфисты и Лунные звёзды временами работали в тандеме, их цели бывали противоположными, и кроме того, в Лунных звёздах состояли такие личности, которых Арфисты посчитали бы слишком злыми, как, например, вампиры. Лунные звёзды совершили много добрых дел, но их методы зачастую более жестокие и прагматичные, чем позволяют идеалы Арфистов. После смерти Келбена Лунные звёзды, казалось, развалились, и в течение многих лет организация считалась несуществующей. Тем не менее во время Раскола ждавшие своего часа агенты развернули организацию удивительно большого масштаба, члены которой оказались в Кэндлкипе, Глубоководье и Миф Дранноре. Затем организация вновь ушла в подполье. Отношения организации с нынешними Арфистами (Лаэраль Сильверхэнд и нынешней «Черным Посохом Глубоководья» Важрой) остаются не ясными.

Путеводитель приключенца по Побережью Меча, 125
Создание барда

Барды процветают за счет историй, не важно, правдивы они или нет. Ваша предыстория и мотивы не так важны, как истории, что Ваш персонаж рассказывает о себе. Возможно, у Вас было безопасное и ничем не примечательное детство. В нём нет хороших историй, чтобы поведать о них, но Вы можете изобразить себя сиротой, воспитанным ведьмой на зловещем болоте. Или Ваше детство действительно может быть достойным истории. Некоторые барды приобретают свою волшебную музыку необычайными способами, в том числе под влиянием фей или других сверхъестественных существ.

Были ли Вы учеником у мастера, следуя за более опытным бардом, пока не начали следовать своему собственному пути? Или посещали коллегию, где Вы обучались знаниям бардов и практиковали свою музыкальную магию? Может быть, Вы в молодости сбежали из дома, или став сиротой подружились с бродячим бардом, который стал вашим наставником. Или Вы могли быть избалованным знатным ребенком, обученным мастером.

Может быть, Вы попали в лапы ведьмы, совершив сделку, посулившую Вам музыкальный дар вдобавок к Вашей жизни и свободе, но какой ценой?

Книга игрока, 53
Быстрое создание

Вы можете быстро создать барда, следуя этим рекомендациям.

  1. Во-первых, у Вашей Харизмы должно быть наивысшее значение. Следующей по величине характеристикой должна быть Ловкость.
  2. Во-вторых, выберите предысторию «Артист».
  3. В-третьих, получите заговоры Злая насмешка и Пляшущие огоньки вместе со следующими заклинаниями 1 уровня: Волна грома, Лечащее слово, Обнаружение магии и Очарование личности.
Книга игрока, 53
Бонус мастерства
Proficiency bonus
УровеньБонусУровеньБонус
1+211+4
2+212+4
3+213+5
4+214+5
5+315+5
6+316+5
7+317+6
8+318+6
9+419+6
10+420+6
Классовые умения барда
Хиты

Кость хитов: 1к8 за каждый уровень барда

Хиты на 1 уровне: 8 + модификатор Телосложения

Хиты на следующих уровнях: 1к8 (или 5) + модификатор Телосложения за каждый уровень барда после первого

Владения

Доспехи: Лёгкие доспехи

Оружие: Простое оружие, Ручной арбалет, Длинный меч, Рапира и Короткий меч

Инструменты: Выберите 3 инструмента Музыкальные инструменты

Испытания: Ловкость и Харизма

Навыки: Выберите 3 любых навыка.

Языки: нет

Стартовое снаряжение

Вы начинаете со следующим снаряжением в дополнение к снаряжению, полученному за предысторию

  1. Выберите одно
  2. Выберите одно
  3. Выберите одно
    • а) Лютня
    • б) Любой другой музыкальный инструмент
  4. Кожаный доспех
  5. Кинжал
Покупка снаряжения

Альтернативно Вы можете отказаться от вышеперечисленного стартового снаряжения и снаряжения за предысторию. Вместо этого Вы начнёте игру с 5к4 × 10 зм для покупки снаряжения на Ваш выбор.

Развитие барда
УровеньУменияЗаговорыЗаклинания
1Использование заклинаний, Вдохновение барда (к6)24
2Мастер на все руки, Песнь отдыха (к6)25
3Коллегия бардов, Компетентность26
4Увеличение характеристик37
5Вдохновение барда (к8), Источник вдохновения38
6Контрочарование, Умение коллегии бардов39
7 —310
8Увеличение характеристик311
9Песнь отдыха (к8)312
10Вдохновение барда (к10), Компетентность, Тайны магии414
11 —415
12Увеличение характеристик415
13Песнь отдыха (к10)416
14Тайны магии, Умение коллегии бардов418
15Вдохновение барда (к12)419
16Увеличение характеристик419
17Песнь отдыха (к12)420
18Тайны магии422
19Увеличение характеристик422
20Превосходное вдохновение422
Книга игрока, 52Системный справочный документ, 11
Вдохновение барда
Умение барда 1,5,10,15 уровня

Своими словами или музыкой Вы можете вдохновлять других.

Для этого Вы должны бонусным действием выбрать одно существо, отличное от Вас, в пределах 60 футов, которое может Вас слышать. Это существо получает Кость бардовского вдохновения — к6.

В течение следующих 10 минут это существо может один раз бросить эту Кость и добавить результат к проверке характеристики, броску атаки или испытания, который оно совершает. Существо может принять решение о броске Кости вдохновения уже после броска к20, но должно сделать это прежде, чем Мастер объявит результат броска. Как только Кость бардовского вдохновения брошена, она исчезает. Существо может иметь только одну такую Кость одновременно.

Вы можете использовать это умение количество раз, равное модификатору Вашей Харизмы, но как минимум один раз. Потраченные использования этого умения восстанавливаются после длинного отдыха.

Ваша Кость бардовского вдохновения изменяется с ростом Вашего уровня в этом классе. Она становится к8 на 5 уровне, к10 на 10 уровне и к12 на 15 уровне.

Уровень бардаКость бардовского вдохновения
1к6
5к8
10к10
15к12
Книга игрока, 54
Фокусировка заклинания
Умение барда 1 уровня

Вы можете использовать музыкальный инструмент в качестве фокусировки для Ваших заклинаний барда.

Книга игрока, 54
Использование заклинаний
Умение барда 1 уровня

Вы научились изменять ткань реальности в соответствии с Вашими волей и музыкой.

Ваши заклинания являются частью Вашего обширного репертуара; это магия, которой Вы найдёте применение в любой ситуации.

Заговоры

Вы знаете два заговора из списка доступных для барда на Ваш выбор.

При достижении более высоких уровней Вы выучите новые, в соответствии с колонкой «Заговоры».

Ячейки заклинаний

Таблица «Ячейки заклинаний барда» показывает, сколько ячеек заклинаний у Вас есть для заклинаний 1 и других кругов. Для использования заклинания Вы должны потратить ячейку соответствующего, либо превышающего круга. Вы восстанавливаете все потраченные ячейки в конце длинного отдыха.

Например, если Вы знаете заклинание 1 круга Лечение ран, и у Вас есть ячейки 1 и 2 кругов, Вы можете использовать его с помощью любой из этих ячеек.

Известные заклинания

Вы знаете четыре заклинания 1 круга на свой выбор из списка доступных барду.

Таблица «Ячейки заклинаний барда» показывает, когда Вы сможете выучить новые заклинания. Круг заклинаний не должен превышать круга самой высокой имеющейся у Вас ячейки заклинаний. Например, когда Вы достигнете 3 уровня в этом классе, Вы можете выучить одно новое заклинание 1 или 2 круга.

Кроме того, когда Вы получаете новый уровень в этом классе, Вы можете одно из известных Вам заклинаний барда заменить на другое из списка барда, круг которого тоже должен соответствовать имеющимся ячейкам заклинаний.

Заклинательная характеристика

При накладывании заклинаний бард использует свою Харизму. Ваша магия проистекает из сердечности и душевности, которую Вы вкладываете в исполнение музыки и произнесение речей.

Вы используете Харизму в случаях, когда заклинание ссылается на заклинательную характеристику. Кроме того, Вы используете Харизму при определении СЛ испытаний от Ваших заклинаний, и при броске атаки заклинаниями.

СЛ испытания = 8 + бонус мастерства + модификатор Харизмы

Модификатор броска атаки = бонус мастерства + модификатор Харизмы

Исполнение ритуалов

Вы можете исполнить любое известное Вам заклинание барда в качестве ритуала, если заклинание позволяет это.

Книга игрока, 53
Магическое вдохновение
Умение барда 2 уровня

Если у существа есть Ваша кость Бардовского вдохновения и оно сотворяет заклинание, которое восстанавливает хиты или наносит урон, существо может бросить эту кость и выбрать цель, на которую действует заклинание.

Добавьте результат броска кости Бардовского вдохновения к восстановленным хитам или нанесённому урону.

После этого кость Бардовского вдохновения тратится.

Ташин котёл всякой всячины, 35
Песнь отдыха
Умение барда 2,9,13,17 уровня

Вы с помощью успокаивающей музыки или речей можете помочь своим раненым союзникам восстановить их силы во время короткого отдыха.

Если Вы, или любые союзные существа, способные слышать Ваше исполнение, восстанавливаете хиты в конце короткого отдыха, каждый из Вас восстанавливает дополнительно 1к6 хитов. Для того, чтобы восстановить дополнительные хиты, существо должно потратить в конце короткого отдыха как минимум одну Кость Хитов.

Количество дополнительно восстанавливаемых хитов растёт с Вашим уровнем в этом классе: 1к8 на 9 уровне, 1к10 на 13 уровне и 1к12 на 17 уровне.

Книга игрока, 55
Мастер на все руки
Умение барда 2 уровня

Вы можете добавлять половину бонуса мастерства, округлённую в меньшую сторону, ко всем проверкам характеристик, куда этот бонус ещё не включён.

Книга игрока, 55
Компетентность
Умение барда 3,10 уровня

Выберите 2 навыка из тех, которыми Вы владеете. Ваш бонус мастерства для этих навыков удваивается.

Книга игрока, 55
Коллегия бардов
Умение барда 3,6,14 уровня

Вы углубляетесь в традиции выбранной Вами коллегии бардов.

Этот выбор предоставляет Вам дополнительные умения.

Книга игрока, 55
Гибкость барда
Умение барда 4,8,12,16,19 уровня

Всякий раз, достигая нового уровня в этом классе, на котором Вы получаете способность Увеличения характеристик, Вы можете выполнить одно из следующего, демонстрируя смещение фокуса по мере использования Ваших навыков и магии:

  • Замените один из навыков, который выбрали для способности Компетентность, другим приобретенным навыком, который не зависит от опыта.
  • Замените один заговор, который Вы выучили способностью Заговоры этого класса, другим заговором из списка заклинаний барда.
Ташин котёл всякой всячины, 35
Увеличение характеристик
Умение барда 4,8,12,16,19 уровня

Вы можете повысить значение одной из Ваших характеристик на 2 или двух характеристик на 1. Как обычно, значение характеристики при этом не должно превысить 20.

Книга игрока, 55
Источник вдохновения
Умение барда 5 уровня

Вы восстанавливаете истраченные Вдохновения барда и после короткого и после длинного отдыха.

Книга игрока, 55
Контрочарование
Умение барда 6 уровня

Вы получаете возможность использовать звуки или слова силы для разрушения воздействующих на разум эффектов.

Вы можете действием начать исполнение, которое продлится до конца Вашего следующего хода. В течение этого времени Вы и все дружественные существа в пределах 30 футов от Вас получают преимущество к испытаниям от испуга и очарования. Чтобы получить это преимущество, существа должны Вас слышать.

Исполнение заканчивается преждевременно, если Вы оказываетесь недееспособны, теряете способность говорить, или прекращаете исполнение добровольно (действие не требуется).

Книга игрока, 55
Тайны магии
Умение барда 10,14,18 уровня

Вы успели набрать знаний из самого широкого спектра магических дисциплин. Выберите два заклинания любых классов, включая Ваш собственный. Эти заклинания должны быть того круга, который Вы можете использовать, или являться заговорами.

Теперь эти заклинания считаются для Вас заклинаниями барда, и они уже включены в общее количество известных Вам заклинаний согласно таблице «Развитие барда».

Книга игрока, 55Книга игрока: Правки, 1
Превосходное вдохновение
Умение барда 20 уровня

Если на момент броска инициативы у Вас не осталось неиспользованных Вдохновений, Вы получаете одно.

Книга игрока, 55
Женщина, бард

Женщина, бард

Источник иллюстрации: Путеводитель приключенца по Побережью Меча

Бард и зелёный дракон

Бард и зелёный дракон

Источник иллюстрации: Руководство мастера

Дроу бард коллегии красноречия

Дроу бард коллегии красноречия

Источник иллюстрации: Ташин котёл всякой всячины

Драконорождённый бард коллегии творения оживляет статую для танца

Драконорождённый бард коллегии творения оживляет статую для танца

Источник иллюстрации: Ташин котёл всякой всячины