Тип языка:

    Обычный

Письменность: Великаньи руны, Детек и Давек

Типичные носители: Великаны, огры

Описание Йотуна
Язык великанов

Язык, который объединяет великанов, является одним из немногих остатков от их некогда великой империи. Со временем он раскололся на множество диалектов, и каждый тип имеет свой отличительный акцент, но великаны разных типов могут понимать друг друга.

Любой не-великан, который выучил язык великанов, может разговаривать со всеми типами великанов, но великанам иногда трудно услышать тихие голоса существ человеческого размера, а некоторые гласные звуки, издаваемые великанами, практически невозможно воспроизвести для любого существа, у которого нет легких размером с пивные бочки.

Справочник Воло по монстрам, 21
Маат и мауг

Два слова имеют особое значение в языке и мировоззрении великанов. Ни одно из них не переводится непосредственно в Общий или любой другой язык, потому что их определения охватывают несколько взаимосвязанных понятий. Маат (произносится «мотт») является термином, который великаны используют для описания идеи, модели поведения, а также существ и объектов, которых они считают хорошими, святыми, благородными, или желательными. Мауг (произносится «мог») является термином-антонимом, воплощая то, что другие языки называют злом, безобразием, бесчестием, чем-то нежелательным.

Отдельные великаны не обязательно считаются маат или мауг своими соплеменниками. Важна не личная философия великана, но его позиция в Уложении, которая находится под влиянием поведения и отношений, а также целого ряда других факторов. Каждый индивид совершает как маат, так и мауг поступки, и соответственно поднимается или падает в Уложении. Великана другие великаны судят не на основании того, был ли совершенный им поступок сам по себе добрым или злым, а на основании того, усилил этот поступок или ослабил те качества, которые великаны почитают — если хотите, «величие» — самого великана и его клана.

К примеру штормовой великан может считать рейдерство холмовых великанов безвкусным, но не являющимся мауг, так как жестокое рейдерство — врожденная черта холмовых великанов. Если бы те же холмовые великаны поклонялись Йеногу, такое поведение могло считаться вопиющим уходом от традиций и Уложения. Те холмовые великаны, которые выбирают этот путь, становятся мауг.

Невеликаны считаются мауг по умолчанию, и всегда должны доказывать, что они маат, чтобы заслужить уважение великанов.

Справочник Воло по монстрам, 22
Разговорные фразы великанов
  • «К какому племени или рангу ты относишься?»Во дун стомм рад?
  • «Кто твой лидер?»Вер дун фёрер?
  • «Я тебя уважаю»Ам ду паарт.
  • «Кто там идет?»Вер фёрс дир?
  • «Куда ты идешь?»Вие фирст ду?
  • «Моё имя Красный Ветер Тысячного Зла»Родвинд Тусенмауг эр мег ном.
  • «Атакуй наших врагов!»Анфель су увенир!
  • «Отведите меня к своему королю»Фанг мег зо дун кёнг.
Справочник Воло по монстрам, 22
Словарь: Всеобщий-Йотун
белый
квит
бесчестный
мауг
битва
слаг
благочестивый
маат
богопротивный
мауг
броня
харбунад
верх
опп
ветер
винд
вождь
фёрер
воин
кригга
враг
увен
вторженец
убуден
дварф
дверг
добрый
маат
дом
хайм
злой
мауг
золото
гил
зубы
теннер
каменный великан
стейнъётун
корова
куэ
король
кёнг
красный
род
крепость
фестинг
ледяной великан
исаётун
мать
хильд
мясо
кйотт
облачный великан
скьеётун
огненный великан
ильдъётун
опасность
фарэ
племя
стомм
приветствие
хельс; хельсинген
путешествие
ферд
свет
стиг
святой
маат
серебро
сольв
смерть
дод
стрела
пит
холмовой великан
хаугъётун
храбрость
практ
храм
бапарт
человек
ван
честь
ранг
чёрный
сорт
штормовой великан
уваръётун
щит
скольд
эльф
альв
Справочник Воло по монстрам, 22
Словарь: Йотун-Всеобщий
альв
эльф
бапарт
храм
ван
человек
винд
ветер
гил
золото
дверг
дварф
дод
смерть
ильдъётун
огненный великан
исаётун
ледяной великан
квит
белый
кйотт
мясо
кригга
воин
куэ
корова
кёнг
король
маат
благочестивый; добрый; святой
мауг
бесчестный; богопротивный; злой
опп
верх
пит
стрела
практ
храбрость
ранг
честь
род
красный
скольд
щит
скьеётун
облачный великан
слаг
битва
сольв
серебро
сорт
чёрный
стейнъётун
каменный великан
стиг
свет
стомм
племя
теннер
зубы
убуден
вторженец
уваръётун
штормовой великан
увен
враг
фарэ
опасность
ферд
путешествие
фестинг
крепость
фёрер
вождь
хайм
дом
харбунад
броня
хаугъётун
холмовой великан
хельс
приветствие
хельсинген
приветствие
хильд
мать
Справочник Воло по монстрам, 22
Описание алфавита Великаньи руны
Руны и резные сказания

По большей части для письменных сообщений великаны используют модифицированную версию рунических букв, создание которых приписывают себе дварфы. Этот алфавит широко используется и сегодня, в том числе многими традиционными врагами дварфов, такими как орки, великаны, и гоблиноиды. То обстоятельство, что великаны были первыми в мире, и потому являются создателями алфавита, великаны считают само собой разумеющимся фактом, который дварфы горячо оспаривают.

Многие великаны почти или полностью безграмотны. В основном это холмовые, ледяные и огненные великаны, которые не считают образование ценным. Вместо того, чтобы писать историю в словах, они рассказывали её через пиктограммы на дереве, льду, камне и даже земле в случае холмовых великанов. Эта «сказочная резьба» рассказывает легенды или истории важных событий или встреч в манере очень сложной наскальной живописи. Часто они задействуют различные истории великанского пантеона. Например, голова или лицо Мемнора, парящая над плечами другого великана, указывает, что великан был лжецом и обманщиком; изображение того, как Ялланис ударяют в спину, означает предательство в любви. Такие символы — визуальные аллегории, которые хорошо понятны великанам, но совершенно ничего не говорят зрителю, не погрузившемуся в великанскую мифологию. Большинство не великанов сочтут сказочную резьбу такой же непонятной, какой великаны сочтут поэзию, написанную на Эльфийском.

Справочник Воло по монстрам, 22
Великаньи руны

Великаньи руны

Источник иллюстрации: Гром Штормового Короля

Описание алфавита Детек

Детек — руны, созданные дварфами

Сеттинг кампаний по Забытым Королевствам (D&D 3), 86

Дварфийский язык Фаэруна использует рунический алфавит Детек, знаки которого легко выгравировать на камне и металле, свидетельством чего являются рунические камни и путевые знаки, найденные в древних дварфийских тоннелях и шахтах.

Путеводитель приключенца по Побережью Меча, 103

Детек — дварфийское руническое письмо, обычно начертанное на металлических листах или вырезанное в камне. Оно характерно своими прямыми линиями и отсутствием пунктуации (кроме пробелов между словами и косых черт между предложениями). СЛова выделяются красной краской. Детек часто используется для письма великанами, орками и ограми.

Справочник игрока по Забытым Королевствам (D&D 4), 157

Алфавит дварфов используется (с небольшими изменениями) в языках гномов, великанов, гоблинов, орков, а также в некоторых глубинных языках.

Книга игрока (D&D 3.5), 14

Детек — дварфийское рунное письмо. Дварфы редко пишут на том, что легко может испортиться. Они вырезают руны на металлических листах или высекают их в камне. Все линии знаков Детека прямые, чтобы их легче было вырезать в камне. В Детеке отсутствует какая-либо пунктуация, кроме пробелов между словами и косых черт между предложениями. Если какие-то из знаком раскрашивают для контраста или выделения, то имена сущностей и мест выделяют красной краской, а остальное текст — чёрной краской, либо оставляют нераскрашенным.

Сеттинг кампаний по Забытым Королевствам (D&D 3), 86
Руны Детека

Дварфы редко пишут на том, что может испортиться. Они иногда штампуют или чертят руны на металлических листах и делают из таких листов книги, связывая их вместе. Но их обычным материалом для записей является камень: каменные стены в пещерах, каменные здания, столбы или стоящие камни, даже пирамиды. Чаще всего они пишут на табличках, которые на Всеобщем языке называют руническими камнями.

Типичный рунический камень — плоский и ромбовидный камень из очень твёрдой породы, толщиной около дюйма. На его лицевой стороне начертаны руны Детека кольцом или по спирали вдоль краёв, а в центре должно быть изображение. Некоторые рунические камни имеют рельефные изображения и используются как печати или могут быть вдавлены во влажную грязь, чтобы служить временными указателями подземных следов.

Для дварфа все рунические камни несут какое-то послание. Большинство из них покрыто руническим шрифтом, наиболее известным из которых является Детек, который напрямую транслируется на Всеобщий язык. Руны этого письма просты и состоят из прямых линий, чтобы их было легче вырезать в камне. В Детеке нельзя использовать знаки препинания, но предложения обычно разделяются поперечными линиями шрифта; слова разделяются пробелами; над заглавными буквами начерчена линия. Числа, заключенные в прямоугольники (внутри рамок) — это даты, в записи которых дни указываются перед годами (по соглашению). Существуют собирательные символы или символы для обозначения народов (кланов или племён) или рас. Если руны раскрашиваются, то имена существ и мест обычно выделяются красным цветом, а остальной текст окрашивается в чёрный цвет или оставляется в виде нераскрашенных бороздок.

Рунические камни обычно читаются от внешнего края к центру; письмо образует спираль, в которой заключён центральный рисунок.

Энциклопедия Королевств (D&D 1), 11

Дварфийский язык один из самых старых письменных языков в мире.

Расы камня (D&D 3.5), 24

Алфавит дварфийского — один из самых первых алфавитов. Он широко распространён среди многих других культур и используется великаньим, гоблинским, гномьим, орочьим языками и терраном. Хотя письменность многих из этих языков сильно отклонилась от оригинальной дварфийской, их руны всё ещё узнаваемы, хоть и с небольшим усилием.

Расы камня (D&D 3.5), 24

Дварфийская литература очень скудна. Устная традиция высоко ценится среди дварфийских кланов, мало что оставляя писцам, кроме учётных записей. Хотя большинство дварфов грамотны, очень мало кто из них читает ради удовольствия. В культуре ценящей физическую активность и социальное взаимодействие очень мало сторонников такого занятия, как уединённое чтения для удовольствия. Большинство дварфийских легенд и религиозных притч записываются для потомков, но изучаются они именно в устной форме, а не по записям. Печать или создание книг у дварфов не распространены, хотя тем, кто делает бумагу, чернила и письменные принадлежности, иногда удаётся занять небольшую торговую нишу.

Расы камня (D&D 3.5), 24
Алфавит Детек, буквы и цифры дварфийского языка

Алфавит Детек, буквы и цифры дварфийского языка

Источник иллюстрации: Путеводитель приключенца по Побережью Меча

Дварфийская письменность, пример алфавита

Дварфийская письменность, пример алфавита

Источник иллюстрации: Книга игрока

Образцы алфавитов Детек, Торасс и Эспруар

Образцы алфавитов Детек, Торасс и Эспруар

Источник иллюстрации: Энциклопедия Королевств (D&D 1)

Табличка, надпись алфавитом Детек на Всеобщем языке: «That which crawls knows me not. Seek near the harpers silent strings. Heavier than it should be. Opened it could be. To see what harping brings.»

Табличка, надпись алфавитом Детек на Всеобщем языке: «That which crawls knows me not. Seek near the harpers silent strings. Heavier than it should be. Opened it could be. To see what harping brings.»

Источник иллюстрации: Путеводитель приключенца по Побережью Меча

Описание алфавита Давек

Руны Давека

Руководство Мастера (D&D 4), 172

Великаны используют дварфийские руны Давек из-за того, что дварфы долго были у них в услужении.

Руководство Мастера (D&D 4), 172