Тип языка:

    Обычный

Письменность: Детек

Типичные носители: Гномы

Описание Гнима

Гномий язык, использующий дварфийский алфавит, хорошо известен благодаря техническим трактатам и каталогам знаний об окружающем мире.

Книга игрока, 38

Язык гномов использует корни языка дварфов, но он обновлен благодаря трактатам о научных изобретениях, и каталогам с информацией про окружающий мир поверхности. Люди ботаники, натуралисты и инженеры, очень часто изучают гномий язык, для того что бы затем можно было прочесть множество потрясающих книг, технических тематик (механика, самоцветы), где гномы достигли высокого уровня развития.

Книга игрока (D&D 3.5), 13
Язык

Гномий язык построен на адаптированной версии дварфийского алфавита. Это структурно очень простой язык, с плавными интонациями и широким использованием согласных.

Гномий редко можно услышать в повседневном использовании кем-то кроме самих гномов, потому что его огромный специализированный лексикон пугает всех, кто не говорит на нём с детства. Гномы верят в важность тонких степеней отличия, и поэтому их язык помогает им выражать это внимание к деталям. Такое понятие как «любовь» может быть представлено семью или восемью разными словами, выражающими разные виды любви. То же касается таких понятий как «вода», «зелёный», «ветер» или почти любой силы или идеи, с которой гномы встречались и у которой есть больше одного вида или применения.

Огромный словарь гномьего языка делает его сложным для изучения, но также это значит что он идеален для академического использования. Он достаточно понятен для использования в дискуссиях о чём угодно, от размеров шестерней до списков покупок на день и от анализа снов до философских дебатов. Гномий язык подходит для обсуждения математики, диалогов о науке или алхимии, теории магии и почти любой темы, которую можно назвать. Из-за своей гибкости он широко распространён в академических кругах по всему миру (и вне его). Научные труды, пьесы, дипломатические документы, магические книги и бессчётные академические работы были написаны на гномьем или переведены на него. Многие мудрецы считают гномий «языком учёных», что самим гномам очень нравится.

Гномья литература очень обширна и включает почти все виды искусства и науки, существующие в мире. Любая крупная библиотека содержит хотя бы несколько текстов на гномьем в любом существующем разделе знаний и литературы, а по-настоящему крупные собрания может содержать пятьдесят, сотню, или даже больше книг.

Расы камня (D&D 3.5), 48
Гномий разговорник

«Ни те фаркали, куо лун верра лу». Дословный перевод: «Если ты это видишь, это неправильное „это“». Гномы часто используют эту фразу, напоминая себе что хорошие вещи часто скрыты и что первое впечатление бывает обманчивым. Подозрительный гном может даже полагать что первое впечатление часто бывает сознательно искажённым.

«Мелчэн барук бар колен» — поговорка старых охотников, буквально значащая «Выманивай барсучиху из норы». Гномы используют это для широкого описания преимуществ, получаемых от вытаскивания врага из его зоны комфорта.

«Вел Карш!» — буквально это значит «Руинь их!». Это типичный гномий боевой клич.

«Ти фиралу!» — «Я тебя надул!». Одно из самых распространённых гномьих восклицаний. Вы услышите «ти фиралу» везде, где встречается гномья магия — от карточной игры до смертельной дуэли.

«Шэл вук» — «пустая коробка». Длинная последовательность гномьих загадок включает множество вопросов про то, что может быть в воображаемой коробке. Последняя загадка в цепочке — это обязательно загадка про пустую коробку. Очень разочаровывающе гадать и гадать что может быть в коробку только ради того чтобы узнать что она пуста. Соответственно, «пустая коробка» означает гномью обиду. Шэл вук’ом называется тот, кто разочаровывает, тратит чужое время или не имеет ничего ценного.

Расы камня (D&D 3.5), 48
Словарь: Всеобщий-Гним
алмаз
вэд
белый
вэд
благородный
херл
благословлённый
ян
бог
ян
богиня
ян
божественный
ян
боль
йен
быстрый
пин
великан
эус
великий
арум
веселье
рэр
весёлый
рэр
ветер
пин
воздух
пин
волосатый
тикк
вооружённый
уран
вор
уанн
враг
йен
героический
арум
герой
арум
гибкий
оэн
глубокий
сег
голубой
фэр
горячий
кэр
грубый
микк
дальность
сег
далёкий
сег
дворянин
херл
дерево
бэр
дитя
неб
длинный
сег
добродетель
херл
добродетельный
херл
доброжелательный
ов
добрый
эрф
доверенный
лен
дом
чик
достоинство
херл
достойный
херл
драгоценность
лен
друг
эрф
дружественный
каллад; эрф
жена
энн
животное
тикк
жизнь
бэр
забавный
ван
загадка
хед
замаскированный
бар
защита
гэр
защитный
гэр
зелёный
рас
земля
флан
земляной
фен
злой
йен
знание
скор
изогнутый
оэн
изумруд
рас
иллюзионист
уанн
инструмент
дин
искажённый
оэн
искусство
скор
каменный
флан
компаньон
энн
красивый
чик
красный
кэр
крепкий
фен
крот
урд
кузен
каллад
лабиринт
оэн
лес
бэр
ложный
бар
ложь
уанн
лукавый
уанн
любимый
ов
любящий
ов
лёд
фэр
мать
гар
механический
лун
меховой
тикк
меч
адд
могучий
арум
могущественный
вэд; эус
молодой
неб
мудрость
скор
муж
энн
мягкий
палл
невинный
неб
необходимый
энн
новый
неб
огонь
кэр
оружие
дин
острый
адд
отец
гар
открытый
бэр
первый
гар
питомец
тикк
плащ
палл
податливый
палл
поддерживающий
уран
полезный
дал; дин
правитель
херл
праздник
рэр
прохладный
фэр
прочный
фен
пустота
микк
пустыня
микк
путаный
хед
пушистый
тикк
рай
чик
раненый
йен
ребёнок
неб
ремесленник
лун
ремесло
скор
ритуал
рэр
родина
рас
родня
каллад
родственный
каллад
рубин
кэр
сапфир
фэр
свобода
пин
секрет
хед
сильный
гэр
синий
фэр
скалистый
флан
скрытый
бар
слепой
урд
сложный
лун
смешной
ван
сокровище
лен
страж
уран
суровый
микк
тайна
хед
твёрдый
вэд; флан
тень
бар
ткань
палл
топор
адд
тёплый
ов
уважаемый
гар
узел
оэн
умелый
дал
умение
дал
устройство
лун
хитрый
уанн
хозяин
дал
хозяйка
дал
холм
фен
холмы
фен
хороший
лен
хранитель
уран
ценный
дин
честный
чик
чёрный
урд
шут
ван
шутка
ван
шутник
ван
щит
гэр
юный
неб
Расы камня (D&D 3.5), 49
Словарь: Гним-Всеобщий
адд
меч; острый; топор
арум
великий; героический; герой; могучий
бар
замаскированный; ложный; скрытый; тень
бэр
дерево; жизнь; лес; открытый
ван
забавный; смешной; шут; шутка; шутник
вэд
алмаз; белый; могущественный; твёрдый
гар
мать; отец; первый; уважаемый
гэр
защита; защитный; сильный; щит
дал
полезный; умелый; умение; хозяин; хозяйка
дин
инструмент; оружие; полезный; ценный
йен
боль; враг; злой; раненый
каллад
дружественный; кузен; родня; родственный
кэр
горячий; красный; огонь; рубин
лен
доверенный; драгоценность; сокровище; хороший
лун
механический; ремесленник; сложный; устройство
микк
грубый; пустота; пустыня; суровый
неб
дитя; молодой; невинный; новый; ребёнок; юный
ов
доброжелательный; любимый; любящий; тёплый
оэн
гибкий; изогнутый; искажённый; лабиринт; узел
палл
мягкий; плащ; податливый; ткань
пин
быстрый; ветер; воздух; свобода
рас
зелёный; изумруд; родина
рэр
веселье; весёлый; праздник; ритуал
сег
глубокий; дальность; далёкий; длинный
скор
знание; искусство; мудрость; ремесло
тикк
волосатый; животное; меховой; питомец; пушистый
уанн
вор; иллюзионист; ложь; лукавый; хитрый
уран
вооружённый; поддерживающий; страж; хранитель
урд
крот; слепой; чёрный
фен
земляной; крепкий; прочный; холм; холмы
флан
земля; каменный; скалистый; твёрдый
фэр
голубой; лёд; прохладный; сапфир; синий
хед
загадка; путаный; секрет; тайна
херл
благородный; дворянин; добродетель; добродетельный; достоинство; достойный; правитель
чик
дом; красивый; рай; честный
энн
жена; компаньон; муж; необходимый
эрф
добрый; друг; дружественный
эус
великан; могущественный
ян
благословлённый; бог; богиня; божественный
Расы камня (D&D 3.5), 49
Описание алфавита Детек

Детек — руны, созданные дварфами

Сеттинг кампаний по Забытым Королевствам (D&D 3), 86

Дварфийский язык Фаэруна использует рунический алфавит Детек, знаки которого легко выгравировать на камне и металле, свидетельством чего являются рунические камни и путевые знаки, найденные в древних дварфийских тоннелях и шахтах.

Путеводитель приключенца по Побережью Меча, 103

Детек — дварфийское руническое письмо, обычно начертанное на металлических листах или вырезанное в камне. Оно характерно своими прямыми линиями и отсутствием пунктуации (кроме пробелов между словами и косых черт между предложениями). СЛова выделяются красной краской. Детек часто используется для письма великанами, орками и ограми.

Справочник игрока по Забытым Королевствам (D&D 4), 157

Алфавит дварфов используется (с небольшими изменениями) в языках гномов, великанов, гоблинов, орков, а также в некоторых глубинных языках.

Книга игрока (D&D 3.5), 14

Детек — дварфийское рунное письмо. Дварфы редко пишут на том, что легко может испортиться. Они вырезают руны на металлических листах или высекают их в камне. Все линии знаков Детека прямые, чтобы их легче было вырезать в камне. В Детеке отсутствует какая-либо пунктуация, кроме пробелов между словами и косых черт между предложениями. Если какие-то из знаком раскрашивают для контраста или выделения, то имена сущностей и мест выделяют красной краской, а остальное текст — чёрной краской, либо оставляют нераскрашенным.

Сеттинг кампаний по Забытым Королевствам (D&D 3), 86
Руны Детека

Дварфы редко пишут на том, что может испортиться. Они иногда штампуют или чертят руны на металлических листах и делают из таких листов книги, связывая их вместе. Но их обычным материалом для записей является камень: каменные стены в пещерах, каменные здания, столбы или стоящие камни, даже пирамиды. Чаще всего они пишут на табличках, которые на Всеобщем языке называют руническими камнями.

Типичный рунический камень — плоский и ромбовидный камень из очень твёрдой породы, толщиной около дюйма. На его лицевой стороне начертаны руны Детека кольцом или по спирали вдоль краёв, а в центре должно быть изображение. Некоторые рунические камни имеют рельефные изображения и используются как печати или могут быть вдавлены во влажную грязь, чтобы служить временными указателями подземных следов.

Для дварфа все рунические камни несут какое-то послание. Большинство из них покрыто руническим шрифтом, наиболее известным из которых является Детек, который напрямую транслируется на Всеобщий язык. Руны этого письма просты и состоят из прямых линий, чтобы их было легче вырезать в камне. В Детеке нельзя использовать знаки препинания, но предложения обычно разделяются поперечными линиями шрифта; слова разделяются пробелами; над заглавными буквами начерчена линия. Числа, заключенные в прямоугольники (внутри рамок) — это даты, в записи которых дни указываются перед годами (по соглашению). Существуют собирательные символы или символы для обозначения народов (кланов или племён) или рас. Если руны раскрашиваются, то имена существ и мест обычно выделяются красным цветом, а остальной текст окрашивается в чёрный цвет или оставляется в виде нераскрашенных бороздок.

Рунические камни обычно читаются от внешнего края к центру; письмо образует спираль, в которой заключён центральный рисунок.

Энциклопедия Королевств (D&D 1), 11

Дварфийский язык один из самых старых письменных языков в мире.

Расы камня (D&D 3.5), 24

Алфавит дварфийского — один из самых первых алфавитов. Он широко распространён среди многих других культур и используется великаньим, гоблинским, гномьим, орочьим языками и терраном. Хотя письменность многих из этих языков сильно отклонилась от оригинальной дварфийской, их руны всё ещё узнаваемы, хоть и с небольшим усилием.

Расы камня (D&D 3.5), 24

Дварфийская литература очень скудна. Устная традиция высоко ценится среди дварфийских кланов, мало что оставляя писцам, кроме учётных записей. Хотя большинство дварфов грамотны, очень мало кто из них читает ради удовольствия. В культуре ценящей физическую активность и социальное взаимодействие очень мало сторонников такого занятия, как уединённое чтения для удовольствия. Большинство дварфийских легенд и религиозных притч записываются для потомков, но изучаются они именно в устной форме, а не по записям. Печать или создание книг у дварфов не распространены, хотя тем, кто делает бумагу, чернила и письменные принадлежности, иногда удаётся занять небольшую торговую нишу.

Расы камня (D&D 3.5), 24
Алфавит Детек, буквы и цифры дварфийского языка

Алфавит Детек, буквы и цифры дварфийского языка

Источник иллюстрации: Путеводитель приключенца по Побережью Меча

Дварфийская письменность, пример алфавита

Дварфийская письменность, пример алфавита

Источник иллюстрации: Книга игрока

Образцы алфавитов Детек, Торасс и Эспруар

Образцы алфавитов Детек, Торасс и Эспруар

Источник иллюстрации: Энциклопедия Королевств (D&D 1)

Табличка, надпись алфавитом Детек на Всеобщем языке: «That which crawls knows me not. Seek near the harpers silent strings. Heavier than it should be. Opened it could be. To see what harping brings.»

Табличка, надпись алфавитом Детек на Всеобщем языке: «That which crawls knows me not. Seek near the harpers silent strings. Heavier than it should be. Opened it could be. To see what harping brings.»

Источник иллюстрации: Путеводитель приключенца по Побережью Меча