Логовом племени кобольдов обычно является лабиринт переплетённых тоннелей, иногда тянущихся на сотни ярдов, заполненными частыми ловушками. Область имеет массу пересечений, внезапных тупиков, тоннелей, проходящих друг над другом, скрытые проходы, и другие особенности, затрудняющие навигацию чужаков.
Существа большего, чем кобольд, размера должны сгорбится или ползти на четвереньках, чтобы протиснуться сквозь тоннели кобольдовых нор, что само по себе способно отвадить большинство вражеских гуманоидов (таких как орки или хобгоблины) от попыток вторгнуться на территорию кобольдов. Авантюристы, пытающиеся истребить полчища кобольдов часто обнаруживают, что застряли в низком проходе, слишком узком, чтобы повернуть назад, что вынуждает из двигаться колонной по одному, заставляя принимать сражение первого и последнего человека.
Планировка логова кобольдов время от времени меняется. Обитатели регулярно обрушивают или запечатывают тоннели и пещеры по мере рытья новых. По сути, любая собранная информация о планировке и расположении областей логова с течением времени становится всё более неточной, поскольку кобольды «мигрируют» сквозь камень, чтобы удовлетворить потребности и обеспечить безопасность сообщества.
Кобольды наполняют своё убежище ловушками, используя свой дар к строительству тоннелей вкупе с умением употреблять найденные вещи не по прямому назначению. Даже если учесть, что эти ловушки часто намного смертоноснее самих кобольдов, рептилоидов не пугает наличие столь опасных устройств в доме, как не испугало бы человека наличие злобной, но преданной сторожевой собаки.
Наиболее часто встречающиеся ловушки в логове — это обвалы, которые кобольды устанавливают, чтобы убить захватчиков или блокировать ключевые зоны норы, к которым приближаются нарушители. Так как племя всё время мигрирует и расширяет систему тоннелей, старые тоннели часто используются для установки таких ловушек. Ловушка, обрушающая тоннель, может активироваться веревкой, привязанной к опорной балке; убегающий кобольд может дернуть за веревку, либо балка может быть установлена в таком узком месте, что протискивающееся в проход крупное существо не сможет её не побеспокоить, проходя рядом. Даже если сработавшая ловушка замурует несколько кобольдов в замкнутом пространстве, за час они смогут прорыть вентиляционное отверстие, а ещё за несколько — расширить его так, чтобы замурованные кобольды смоги протиснуться наружу.
В местах, где тоннель поворачивает под острым углом или становится чрезвычайно узким, силы врага находятся в невыгодном положении. Такие помещения обычно включают в себя небольшое помещение над потолком с отверстиями, в которые кобольды могут сбрасывать на головы находящихся внизу камни, ядовитых насекомых и другие неприятности.
Отходные туннели
В кобольдовых норах всегда есть как минимум один спасательный туннель, который ведёт к скрытому выходу на поверхность. Местные обитатели всегда знают короткий путь к нему. Обычно тоннель полон ловушек, замедляющих преследователей, и заканчивает узким выходом, через который с трудом могут пролезть даже кобольды, не говоря о более массивных существах, преследующих их.
Печь и мастерская
Зала, в которой расположена печь, — одна из самых близко расположенных к поверхности территорий нор, так как огонь требует постоянного притока воздуха. Ремесленники кобольдов обжигают в печи глиняные кирпичи и посуду. Комната также используется для других шумных занятий.
Шахты
Любая зала в комплексе подземелий кобольдов, которая сейчас не используются для других целей, будет разработана и раскопана как для добычи полезных руд и минералов, так и для подготовки будущего расширения логова.
Грибная ферма
Кобольды плохие фермеры, но и они могут получать пропитание из подземных грибов и выносливых растений, который могут существовать в условиях подземелья. Ферма может располагаться полностью под землей, или в пещере рядом с поверхностью с отверстиями в потолке для освещения.
Погреба
Подобно людям в деревнях, кобольды выкапывают глубокие ямы, где хранят пищу на чёрный день.
Спальни
В каждом логове есть одно или несколько пространств для жизни или сна, каждое из которых достаточно большое, чтобы вмещать от десяти до тридцати взрослых кобольдов. Отдельные кобольды могут отдыхать в неглубоких ямах или соразмерных альковах, в зависимости от традиций племени. Эти пространства используются в основном для отдыха, несмотря на то, что некоторые кобольды могут тихо мастерить пока остальные спят. Санитарные потребности подобных существ решаются глубокой ямой около каждой зоны отдыха, куда помещаются отходы.
Почти все спальные зоны убежища также являются инкубаторами. Кобольд откладывают свои яйца в неглубокие ямы, наполненные землей и сушёной травой. Поскольку яйца восприимчивы к холоду, они лежат рядом с тлеющим костром или защищены изолирующим слоем экскрементов и разлагающегося вещества.
Тронная зала
Тронная зала в норе обязательно защищена ловушками и содержит часовню Куртулмаку в форме вырезанного идола за троном. Вместо того, чтобы войти в палату и воздать должное богу, кобольды предпочитают молиться стоя перед входом, полагая, что бог услышит их. Локация может включать в себя котлован, где такие дары как самородки металла, необработанные камни и зубы, могут быть оставлены как подношения.
Ловушки
Кобольды потрясающе изобретательны в создании ловушек, особенно в приспособлении природных угроз и собранных ими материалов. Они забивают гвозди или шипы в молодое дерево и нагибают его, создавая пружинный рычаг, наполняют ямы или прудики острыми камнями, устанавливают платформы таким образом, чтобы они обрушивались под тяжестью большей, чем вес кобольда, и т. д. Ловушки кобольдов могут выглядеть хлипкими или неумело сделанными, но существо, получившее удар разогнувшегося дерева, утыканного заточенными ножами, обязательно уйдет с новоприобретённым уважением к маленьким созданиям.
Вот примеры обычных кобольдских ловушек:
- Бочки или небольшие горшки с маслом (для кипячения, разлития, поджигания или всего вместе).
- Медвежие капканы, падающие на головы высоких существ.
- Сигнальные колокольчики, сообщающие о вторжении.
- Натяжной блочный механизм подъемника готовый рухнуть.
- Шипы, разбросанные на поверхности грязи или мягкого дерна (легкие кобольды спокойно проходят этот участок без проблем).
- Рушащийся потолок.
- Ящик многоножек.
- Падающие блоки.
- Рвы полные смолы или масла, которые отступающие кобольды могут поджечь.
- Сетка, привязанная к верёвке, утягивающая попавшееся существо высоко по вертикальной шахте, где никто не сможет ему помочь.
- Трубы/шахты, выбрасывающие кипящую воду (от кухонной плиты или системы охлаждения печи).
- Яма с отравленными кольями.
- Бак зелёной слизи.
- Катящиеся валуны.
- Небольшие мосты и лестницы, которые сломаются под большой тяжестью.
- Силки.
- Растяжка, соединенная с ловушкой или сама по себе, чтобы проходящий упал.
- Град из игл.